Цель и задача системы

1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧА ПРОГРАММЫ ХОЛДИНГА «ВИВАТОН»

Уничтожить стафилококк и другие патологии в роддомах. Рожать детей здоровых как телесно, так и духовно, и начинать оздоровление будущих родителей, желающих рожать здоровых детей.

Основа программы, прошедшая, гос-опробацию

В первую очередь

Улучшение здоровья детей и подростков, расширение адаптационных возможностей организма, формирование базиса мотивации к ведению здорового образа жизни, как основного единого принципа существования в семье, детских коллективах и обществе.

Основное направление программы

Использование комплекса оздоровительных технологий, базисом которых является комплексная профилактическая программа «Виватон – здоровый образ жизни», включающая в себя основные составляющие культуры жизнедеятельности человека питание, дыхание, сон, водные процедуры, физическую активность, оздоровительную фитотерапия с фитомассажем и морально-духовное начало, создающие основу для физического и нравственного здоровья детей и подростков.

Все оздоровительные мероприятия проводятся путем эффективного объединения их с образовательным процессом, что позволяет без потери учебного времени, без непосредственного присутствия родителей в школе, но с обязательным участием их в программе в домашних условиях, полностью охватывая контингент организованного коллектива, мобильно корректировать любые отклонения в здоровье детей под постоянным динамическим наблюдением специалистов.

Задачи программы

1. Организация оздоровительно-профилактических комплексов, осуществляющих оздоровление детей различных возрастных групп, на базах детских садов, школ, домов-интернатов, санаторных отделений, с применением фитокоррекции препаратами серии «Виватон», разработанной академиком А.М. Савеловым. Используя нетоксичные компоненты растительного происхождения максимально снизить применение химических препаратов в лечении детей и подростков.

2. Организовать на базе этих учреждений сбалансированное по нагрузкам питание, разработанное на основе принципов питания по системе A.M. Савелова и адаптированное Институтом питания РАМН к особенностям организованного детского контингента, способное корректировать техногенные и отрицательные социальные воздействия окружающей среды.

Создать и обеспечить коллективы, участвующие в выполнении программы, экологически чистыми продуктами с пищевыми добавками антиоксидантного, радиопротекторного и антиканцерогенного типа.

3. В рамках программы организовать комплекс воспитательных мероприятий, способствующих совершенствованию духовного развития детей, быта семьи, повышению экологической культуры, направленной на понимание и разумное взаимодействие природы и человека, что приведет к формированию представления о здоровом образе жизни, как основном принципе существования и преемственности в поколениях.

Оздоровительная система A.M. Савелова-Дерябина проходила апробацию в различных контингентах детей школьного и дошкольного возраста (с 4 до 12 лет) в г.Харькове (дети из регионов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС) и в г.Ижевске на группах детей с ослабленным здоровьем (срок наблюдения 2 года).

При оценке эффективности проведения системы оздоровления было констатировано изменился психологический статус детей, микроклимат в группах, коллективе семьи; достоверно снизились признаки невротизации, вегетативной и аллергологической дисфункции, возрос потенциал творческой деятельности, физической и умственной работоспособности среди детей, педагогов-воспитателей, родителей.

Физическое развитие детей стало более гармоничным (на 18% увеличилось число детей с пропорционально-физическим развитием), увеличилась жизненная емкость легких на 0,2 – 0,3 л., (разница в показателях сравниваемых групп достоверна Р0,05). Выявлена четкая тенденция в увеличении показателей динамометрии, достоверно уменьшилось количество детей с плоскостопием.

Снизилось число случаев заболевания на 57% ( в контроле на 18%) при достоверной разнице (Р-0,01) и количество дней нетрудоспособности на одного ребенка ( с 26,0 до 11,6 дня).

В 2000 году комплексная профилактическая программа Виватон – здоровый образ жизни находилось в заключительной стадии трехлетней апробации проекта на базе общеобразовательной школы г. Москвы.

Используемый комплекс общеоздоровительных процедур, направленных на восстановление и стабилизацию иммунного статуса и антиоксидантной системы, формировался на интегральной основе адаптированное рациональное питание, витаминные добавки и микроэлементы, фиточаи, фитоаппликации, фитополоскание полости рта и носоглотки; дыхательная гимнастика по A.M. Савелову; динамические паузы, состоящие из 4-5 ОРУ и гимнастики для глаз, направленной на укрепление глазных мышц; профилактические курсы фитомассажа; уроки ритмики; дозированные физические нагрузки; уроки по программе Здоровый образ жизни; беседы и лекции с родителями.

К концу второго года использования комплекса профилактических мер по программе Виватон – здоровый образ жизни отмечается положительная динамика основных показателей иммунитета. Так при первичном обследовании детей на иммунный статус было установлено у 92% снижение хелперно-супрессорных показателей, естественных киллеров, высокий уровень Ig Е, лейкоцитоза эозинофилии. При повторном исследовании после курса оздоровления, число детей с низким уровнем Т-хелперов снизилось с 31% до 16%, Т-киллеров – с 42% до 3%, естесственных киллеров – с 37% до 25%. Число детей с лейкоцитозом снизилось с 26% до 3%, эозинофилезом с 13% до 8,6%.

Хорошая динамика отмечалась в группе детей с соматической патологией. В первый год стойкое улучшение зафиксировано у 68,7%, во второй год – у 72% детей, у 4,4% – снят диагноз. Такой эффект достигнут благодаря адекватному использованию оздоровительного комплекса именно для детей с патологией лёгочного аппарата, желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы.

У детей с неврологической симптоматикой улучшение отмечалось у 42,7% – в 1 год, и на 10% больше во 2 год, 6% детей сняты с диспансерного наблюдения.

В группе детей с отоларингологической патологией у 15% также снят диагноз.

По лабораторным данным количество отклонений от нормы в показателях периферической крови снизилось с 29% до 12 %, число детей с патологией мочи уменьшилось с 10,4% до 1,4%, что безусловно говорит об общей оздоровительной тенденции.

Эффективность проведения оздоровительных профилактических мероприятий для всех учащихся школы (дважды в год) подтвердилась результатами сравнительной оценки анализа заболеваемости острыми респираторными инфекциями и гриппом. У учащихся школы и данными по другим учреждениям микрорайона Братеево – в школе заболеваемость ОРЗ в 3 раза ниже, чем средняя по микрорайону, заболеваемость гриппом – ниже в 2 раза.

Установлено увеличение первой группы здоровья с 4,3% до 6,1% и переход детей из 3 группы во вторую. Аналогичного явления в других школах микрорайона не наблюдается.

Отмечен рост посещаемости учащихся по четвертям как в средней (с 94% до 97,5%), так и в начальной школе (с 92,8% до 96,7%), что следует рассматривать как позитивный показатель в интегральной оценке эффективности оздоровительных мероприятий.

Установлено совместно с психологами школы, что работоспособность детей по данным выборочных исследований неуклонно растет из года в год.

В течение года проходила апробацию авторская программа «Здоровый образ жизни» с 1-го по 11-й класс. Для каждой параллели использовалась своя версия программы. Отмечено позитивное влияние курса ЗОЖ на формирование у учащихся мотивации «творить собственное здоровье».

Предлагается круглогодичное, непрерывное, постепенное и последовательное осуществление комплекса оздоровительно- профилактических мероприятий в детском учреждении и дома, что обеспечивает быстрое и стабильное повышение устойчивости организма ребенка к неблагоприятным условиям внешней среды.

Рекомендуемая система оздоровления включает не только восстановление и поддержание здоровья, но и содержит воспитательный и образовательный компонент, закладывает устои здорового образа жизни, совершенствуют духовное развитие, повышает экологическую культуру, способствуют восстановлению взаимодействия природы и человека.

Данная комплексная профилактическая оздоровительная система может быть использована на базе действующих дошкольных, школьных, лечебных и оздоровительных учреждений.

1.2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО- ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Для осуществления программы необходимо выполнение следующих требований

1. Формирование групп учащихся, подлежащих оздоровлению на основании данных, предоставленных поликлиническими учреждениями о принадлежности ребенка к той или иной группе здоровья, медицинской группе для занятий физкультурой в школе и, если имеется, учитывать комплексную оценку состояния здоровья, разработанную НИИ Гигиены и Профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭНРФ.

2. Систематическое выполнение всех методических рекомендаций, указаний и требований, заложенных в систему как детьми и родителями, так и коллективом, участвующим в выполнении программы.

3. Соблюдение предписанных сроков реализации всех этапов программы.

4. Обеспечение преемственности и последовательности перехода от одного этапа программы к другому.

5. Организация непрерывного мониторинга за детьми, прошедшими оздоровление по программе независимо от места их нахождения.

При смене детского учреждения ребенку, подростку – участнику программы, желательно предоставить возможность продолжения оздоровительных мероприятий в других условиях.

Для практической реализации программы предусматривается проведение оздоровительно-коррекционного этапа (1.2.1.) и мониторинга (1.2.2.) участников программы.

В оздоровительно-коррекционном этапе выделяются два направления комплекс общеоздоровительных процедур (1.2.1.1) и комплекс коррекционно-реабилитационных процедур (1.2.1.2.).

Проведению любого из комплексов должна предшествовать активная детоксикация организма (1.2.1.3.)

1.2.1.1. Комплекс общеоздоровительных (общий тип) процедур направлен на восстановление и стабилизацию показателей иммунного статуса и антиоксидантной системы.

Сюда входит сбалансированное рациональное питание, разработанное на основе принципов питания по системе академика A.M. Савелова и адаптированное Институтом питания РАМН к особенностям организованного детского контингента, витаминные добавки и микроэлементы; фитотерапия препаратами серии Виватон; дыхательная гимнастика по Савелову-Дерябину, динамические паузы, состоящие из 4-5 ОРУ и гимнастики для глаз из 4-5 упражнений, направленных на укрепление глазных мышц; профилактические курсы массажа и ЛФК, дозированные физические нагрузки; бальнеологические процедуры; уроки по программе Здоровый образ жизни, беседы с родителями, лекции, семинары для коллектива педагогов.

Основная задача данного этапа – расширить адаптационные возможности организма и нормализовать показатели защитных систем гомеостаза. Параллельно решаются задачи профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата и предупреждение вегетососудистой несостоятельности.

1.2.1.2.Комплекс коррекционно-реабилитационных процедур (индивидуальный тип) рекомендуется специалистами (работниками поликлиники) в соответствии с диагнозом основного заболевания у ребенка и возможностями оздоровительного центра конкретной школы

Коррекционные комплексы могут быть сформированы на основе комбинации курсов классического и фитомассажа, фитованн, курсов ЛФК, физиопроцедур.

Основная цель проведения таких комплексов – улучшение состояния здоровья детей с хронической патологией и предупреждение обострений основного заболевания.

Продолжительность таких курсов определяется как состоянием здоровья ребенка, так и ответной реакцией на корректирующие мероприятия, и темпам восстановления систем адаптации. В среднем этот этап продолжается 3 месяца, с последующим проведением поддерживающих курсов.

Одновременно с проведением оздоровительных мероприятий должна проводиться психоэмоциональная разгрузка и, при необходимости, коррекция и реабилитация детей, имеющих проблемы в социализации. Поэтому считаем необходимой совместную работу с психологами.

1.2.1.3. Активная детоксикация организма.

В педиатрии уже давно появился термин экотоксикационный синдром – это патологический симптомокомплекс, возникновение и проявление которого зависит от воздействия на организм одного, а чаще нескольких экотоксинов.

Признаки этого синдрома в той или иной степени имеются у большинства детей (зашлакованность, нарушение антиоксидантных систем защиты, снижение показателей гуморального и клеточного иммунитета).

Резистентность или чувствительность организма ребенка зависит от состояния защитных систем антиоксидантных, тиоловых, репарационных, компонентов и ферментов их обеспечивающих. Один из путей поднять резистентность организма – найти способ активации этих систем.

Важнейшим моментом в этом плане является освобождение организма от эндо-, экзогенных токсинов. В связи с чем процесс детоксикации является обязательным для всех участников программы. Активная детоксикация организма проводится методом энтеросорбции.

Энтеросорбция основана на связывании и выведении из желудочно-кишечного тракта с профилактической лечебной целью эндо- и экзогенных веществ, надмолекулярных структур и клеток. Энтеросорбенты водятся per os, адсорбируют в ЖКТ различные токсические вещества и выводят их из организма.

С этой целью в программе используются препараты Виватон фитосбор, фитомасло в капсулах и пищевое желе с пектином. Указанные препараты не обладают токсическими свойствами, не травмируют слизистую оболочку желудочно- кишечного тракта, по механизму действия относятся к группе адсорбентов с ионообменным эффектом.

Период интенсивной детоксикации проводится в виде единого комплекса в течение одного месяца. В дальнейшем элементы детоксикационных мероприятий остаются на протяжении всей программы, с повторением курсов интенсивной детоксикации в первый год – месяц в квартал, во второй год – раз в полугодие.

Сбалансированное питание по принципам, оговоренным в системе Виватон – здоровый образ жизни .

Основными принципами, заложенными в питании детей по программе являются

1. безопасность продуктов питания (экологически чистые продукты отечественного производства);

2. экологически чистая питьевая вода (в учебном учреждении должна использоваться только очищенная вода, сохраняющая после фильтрации необходимые микроэлементы или вода из природных источников, соответствующая санитарно-гигиеническим нормам и требованиям);

3. полное удовлетворение физиологических потребностей детей в основных нутриентах, витаминах, микроэлементах и энергии;

4. повышенное содержание пищевых веществ, способствующих стабилизации цитомембран и антиоксидантов всех классов.

В основе оздоровительной программы лежит профилактика и коррекция микроэлементных нарушений, среди которых ведущее место принадлежит алиментарному фактору.

Необходимо полноценное обеспечение детей основными витаминами и эссенциальными микроэлементами, которые являются катализаторами всех обменных процессов, стабилизируют иммунный статус и повышают адаптационные возможности организма ребенка.

При составлении меню особое значение должно придаваться белковому компоненту пищи. Дефицит поступления белка в организм человека способствует снижению защитных факторов и накоплению токсических веществ, в первую очередь, тяжелых металлов (свинца, кадмия, никеля, марганца, олова), которые вытесняют важные для организма эссециальные микроэлементы (йод, магний, цинк). Поэтому в меню включены рыба, птица, молочные продукты в количестве несколько большем, чем в обычном рационе. Белки животного происхождения составляют примерно 50% общей потребности в белках.

Как обязательный компонент в меню входит бездрожжевой хлеб, снижающий явления дисбактериоза и желудочного дискомфорта у детей, особенно с патологией желудочно-кишечного тракта.

По сравнению с обычным школьным меню увеличено количество продуктов растительного происхождения, содержащих пищевые волокна, которые затрудняют всасывание ксенобиотиков и способствует транскишечной элиминации их. Фактический адсорбирующий эффект пищевых волокон позволяет связывать и затем выводить им из организма значительное количество желчных кислот различных метаболических токсинов, электролитов, ионов тяжелых металлов. При этом количество пищевых волокон в повседневном рационе не должно превышать 30 г., при более высоких дозах может нарушаться минеральный и витаминный баланс в организме.

Обязательной составной частью предлагаемого меню является пектин, который представляет собой естественную основу клеточной мембраны высших наземных растений. Пектин вводится в виде продуктов и в виде пищевой добавки Желе пищевое Виватон. С солями тяжелых металлов пектин образует нерастворимые соединения, пектинаты металлов, не адсорбирующиеся в кишечнике.

Все вышеизложенное делает предложенное питание составляющим компонентом детоксикации организма.

Фитотерапия с использованием препаратов серии Виватон:

а) ежедневные фиточаи с настоем из сбора Виватон (прием травяного сбора за 40-60 мин. до еды) на очищенной воде с добавлением плодов шиповника;

б) прием таблеток или капсул Виватон;

в) смазывание внутренней поверхности ноздрей маслом Виватон;

г) массаж головы, лица, десен, кистей и подошв желе Виватон;

д) чистка зубов, десен и полоскание горла зубной пастой Виватон.

Базовый комплекс дыхательной гимнастики по оздоровительной системе “Виватон”

1. Одностороннее дыхание

В любом состоянии прикрывать только ту ноздрю, которую закрыла сама природа (помогая природе своего организма). И.п. Ноги на ширине плеч, руки внизу.

Прикрыть левую половину носа указательным пальцем левой руки, дышать правой половиной носа 15 сек. И.п. то же

Прикрыть правую половину носа указательным пальцем правой руки, дышать левой половиной носа 15 сек. Повторить упражнение 10 сек 5 сек.

2. Перекрестное дыхание

И.п. Ноги на ширине плеч, руки внизу.

Прикрыть левую половину носа, сделать вдох правой половиной носа. Прикрывая правую половину носа, сделать выдох левой половиной носа. Повторить 5-6 раз.

3.Одностороннее динамическое дыхание

И.п. Ноги на ширине плеч, руки внизу.

Прикрыв левую половину носа, сделать вдох правой ноздрей.

Выдох правой половиной носа.

То же дыхание левой половиной носа. Повторить 2-3 раза.

4.Ручеек

И.п. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Слегка наклоняя голову назад, глаза прикрыты, сделать вдох носом медленно, представляя

вдыхаемый воздух ручейком, струящимся от кончика носа, по переносице, лбу, темени, затылку,

шейному отделу позвоночника, грудному, поясничному отделу. Наклоняя слегка голова вперед сделать выдох носом, открыть глаза. Повторить 1 -2 раза.

5.Задержка дыхания

И.п. Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе

Задержать дыхание на вдохе на 10 сек, затем выдох носом и далее только носовое дыхание.

Задержать дыхание на выдохе на 10 сек, затем вдох носом и далее только носовое дыхание. 1 повторение.

6.Полное динамическое дыхание

И.п. Ноги на ширине плеч, руки внизу. Руки через стороны вверх – вдох. Опуская руки – полный продолжительный выдох. Повторить 2-3 раза.

Гимнастика для глаз

а) движение вверх-вниз — 3 раза, вправо-влево — 3 раза;

б) круговые движения глаз в правую, затем в левую стороны — по 3 раза.

Движение глаз медленное, с умеренным напряжением, без болевых симптомов. Эти упражнения желательно проделывать 2-3 раза в день по 5—10 мин. при закрытых веках

Физиотерапевтическая и бальнеологическая реабилитация

а) ингаляции с травяными отварами

б) аромотерапия;

в) различные варианты ванн, банные процедуры (с участием родителей) с применением фитоэкстрактов и бальзамов Виватон

г) аэротерапия;

д) общий и сегментарный массаж с гелем Виватон;

е) комплекс физиотерапевтических процедур, подобранный индивидуально врачом-физиотерапевтом (при наличии такового в штате оздоровительного центра конкретной школы).

ЛФК в оздоровительной системе (обоснование)

Использование различных средств лечебной физкультуры для решения лечебных, лечебно-воспитательных и реабилитационных задач возможно в различных формах, отражающих наиболее целесообразное включение ее в режим школьника.

Основной формой применения лечебной физкультуры в школе является урок лечебной физкультуры.

По своему построению занятие по лечебной физкультуре соответствует всем основным принципам построения занятия по физическому воспитанию, а по содержанию – ведущим лечебным задачам для данного периода заболевания.

Основным документом, отражающим подготовительную к занятию работу и подбор средств лечебной физкультуры, является конспект.

Способы ведения занятий

Исходя из лечебных задач и состава школьников, занятия можно проводить индивидуально, групповым и малогрупповым способом.

Выбор индивидуального способа определяется наличием индивидуальных лечебных задач, не совпадающих с задачами лечения других школьников, что не позволяет их объединить.

Малогрупповые и групповые занятия проводятся с несколькими школьниками, находящимися на одинаковом режиме, в одном периоде заболевания, когда решаются сходные лечебные задачи.

К методическим особенностям занятия относятся физиологические и педагогические принципы его проведения, включающие построение занятия по частям.

С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач, занятие подразделяется на 3 части вводная часть, основная и заключительная. В каждой части решаются определенные лечебные и лечебно-воспитательные задачи. Самостоятельно выполняемые индивидуальные назначения по лечебной физкультуре используются в тех случаях, когда для достижения эффекта необходимо массивное и длительное применение средств с активным участием самого больного или его родителей.

Использование элементов лечебной физкультуры в режиме дня – это особая форма применения ЛФ в школах. На переменах используются подвижные игры, упражнения на закрепление двигательных навыков и т.д. Во время урока (середина) выполняются специальные упражнения на снятие умственной и нервной нагрузок.

Методические особенности проведения лечебной физкультуры в школьном возрасте

Они обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детей школьного возраста и рядом особенностей психической деятельности.

В школьном возрасте происходит довольно бурный рост тела и увеличение его массы, изменяются пропорции. Интенсивное развитие скелета связано с мышечной деятельностью, формированием мышц, сухожилий и суставного аппарата.

Относительная масса мышц увеличивается, совершенствуются функциональные свойства, возрастает сила. Особое значение имеют условия формирования мышц туловища, так как их несимметричное развитие приводит сначала к функциональным нарушениям осанки, а потом способствует прогрессированию деформаций скелета. Морфологического совершенства и функциональной зрелости достигают в школьном возрасте большинство внутренних органов и систем. Особенно бурному развитию подвергается нервная система.

Сложным периодом является подростковый. В этом возрасте в поведении школьников проявляется преобладание возбуждения над торможением. Становятся характерными психическая неуравновешенность, резкие переходы от угнетенного состояния к возбужденному и, наоборот, обидчивость, склонность к слезам, проявления негативизма, критического отношения к действиям взрослых. Поэтому в этом возрасте к больным школьникам надо относиться очень внимательно и бережно, и в том числе при занятиях лечебной физкультурой.

Средства и формы лечебной физкультуры применяются в школьном возрасте в полном объеме.

Длительность занятий от 30 мин. доводится до 35-45 мин.(школьный урок).

Что касается методики проведения занятий, то должна учитываться необходимость создания условий для формирования двигательных навыков и улучшение их качества наличие отдельного и хорошо оборудованного кабинета или зала, необходимых пособий и оборудования, отсутствие посторонних раздражителей и факторов, отвлекающих школьников от занятий, четкая подготовленность инструктора к занятию и последовательность в решении лечебных и педагогических задач.

Основные принципы применения средств лечебной физкультуры у больных школьников

Лечебное и воспитательное воздействие адекватных возрасту и характеру заболевания средств лечебной физкультуры возможно лишь при соблюдении ряда дидактических принципов, выработанных теорией и практикой физического воспитания и лечебной физкультуры.

Принципы

  1. Систематичности;
  2. От простого к сложному;
  3. Постепенности повышения требований;
  4. Доступности;
  5. Учета возрастного развития движений;
  6. Сочетание общего и специального воздействия;
  7. Чередования или рассеянной мышечной нагрузки;
  8. Сознательности и активности.

Приоритетные направления в формировании лечебных групп по нозологическим признакам

Сердечно-сосудистая система

Лечебная физкультура находит применение в качестве средства, стимулирующего действия по отношению, как к функции кровообращения, так и к другим функциям организма школьника. Надо учитывать большие возможности при использовании трофического влияния физических упражнений, благодаря которому улучшаются восстановительные процессы в миокарде и сосудах, предупреждаются развитие кардиосклеротических изменений и дистрофии миокардах, возникают коллатерали (при нарушении венечного кровоснабжения).

Трофическое действие физических упражнений позволяет использовать их для улучшения обменных процессов в организме школьника и потребления кислорода тканями.

Лечебная физкультура на всех этапах лечения сердечно­сосудистых заболеваний у школьников позволяет обеспечить постепенно улучшающееся приспособление системы кровообращения и организма в целом к возрастающим физическим нагрузкам.

Техника и методика лечебной физкультуры при каждом из заболеваний сердечно-сосудистой системы у школьников определяется клиническими особенностями болезни, патогенезом и индивидуальными возрастными характеристиками школьника.

Органы дыхания

Важную роль физических упражнений в развитии дыхательного аппарата и лечения его заболеваний определяет тесная физиологическая и функциональная связь мышечной деятельности и дыхания. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно и гуморально возбуждает функцию дыхания. Работа скелетной мускулатуры не только сопровождается соответствующим повышением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих мышечное сокращение.

С возрастом и в определенной мере в зависимости от систематических занятий физическими упражнениями возрастает диффузионная способность легких.

Под влиянием возрастающей двигательной активности и систематических занятий физическими упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания – жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость, возрастает коэффициент использования кислорода из вентилируемого воздуха, улучшается кислородотранспортная функция крови и совершенствуются механизмы тканевого дыхания.

В методике лечебной физкультуры нашли широкое применение дыхательные упражнения. Их роль в восстановлении согласованной работы дыхательной мускулатуры, в устранении дискоординации мышечной деятельности основных и вспомогательных дыхательных мышц, возникающей из-за нарушения произвольной регуляции дыхания, бесспорна.

Важнейшую роль в лечебном эффекте физических упражнений играют их трофическое действие, изменение условий лимфо- и кровоснабжения легочной ткани, улучшение репаративных процессов в трахее, бронхах и бронхиолах, уменьшение застойных явлений и отека, рассасывание патологических инфильтратов и т.п.

Органы пищеварения

Определенную роль в процессах пищеварения играет двигательная активность, мышечное напряжение. Влияние мышечной работы на пищеварительные органы связано со стимулирующим действием ее (при работе слабой и умеренной интенсивности) на ферментообразующую функцию, всасывание и моторику. Наоборот, утомляющая нагрузка вызывает падение кислотообразующей функции желудка, ухудшение всасывания. Влияние мышечной работы на пищеварение определяется преимущественно изменениями кровоснабжения органов брюшной полости.

Все специальные упражнения проводятся вместе с общеразвивающими и подвижными играми, подбор которых определяется мерой нагрузки и лечебным режимом.

Оценка эффективности будет проводиться по критериям, изложенным в разделе 1.З., в конце полугодия с подведением итогов в конце года и двухлетнего периода, врачебно-педагогической комиссией согласно протоколу программы.

Все препараты, используемые для оздоровления детей, применяются согласно сертификационной инструкции, прилагающейся к препаратам и указаниям врачей-специалистов по системе.

1.2.2. Мониторинг участников программы

Дети, прошедшие разные направления оздоровительно- коррекционного этапа, нуждаются в длительном мониторинге для оценки вариабельности адаптационных возможностей и выработки режима повторных курсов интенсивной и поддерживающей коррекции как в оздоровительном, так и в социально- образовательном плане.

Необходим постоянный контакт с ребенком, перешедшим на систему здорового образа жизни и его родителей с преподавателями, специалистами по системе, медицинским персоналом (проводящем программу) в длительном временном континиуме для оценки диапазона адаптационных возможностей, которые могут меняться с ростом ребенка и возникновением экстремальных ситуаций разного типа.

Для проведения эффективного мониторинга считаем необходимым проводить следующие обследования

  1. Определение КЩР по конъюнктиве глаза;
  2. Клинический анализ крови;
  3. Биохимический анализ крови (уровень глюкозы и холестерина);
  4. Скрининг мочи;
  5. Иммунный статус;
  6. УЗИ щитовидной железы, брюшной полости и забрюшинного пространства;
  7. Компьютерная ультразвуковая топография позвоночника.

Проведение обследования в рекомендуемом объеме позволило бы улучшить диагностику отклонений в здоровье детей и подростков и, соответственно, подобрать более адекватный оздоровительно-коррегирующий комплекс для каждого участника программы.

Академиком Савеловым – Дерябиным предложена система физиологических индикаторов состояния организма определение (КЩР) крови по цвету конъюнктивы; определение энергетического состояния клеток по цвету склеры (белочной оболочки глаза).

У детей целесообразно использовать определение КЩР крови по цвету конъюнктивы.

Цвет конъюнктивы обоих глаз

Основной показатель обменных процессов в организме – это кислотно-щелочное равновесие (КЩР). Нормальное рН крови – 7,37 – 7,47. Сдвиг рН ниже 7,37 свидетельствует о переокислении (ацидозе), а выше 7,47 – о переощелачивании (алкалозе) организма.

КЩР крови в качественном отношении можно оценить по состоянию конъюнктивы глаза (при отсутствии конъюнктивита)

бледно-розовый цвет конъюнктивы свидетельствует об отклонении рН крови от нормы в сторону повышения кислотности;
ярко-розовый цвет конъюнктивы – норма рН крови;
темно – розовый цвет конъюнктивы свидетельствует об отклонении рН крови от нормы в сторону повышения щелочности.
При оценке эффективности оздоровления на начальном и заключительном этапах программы необходимо учитывать

1. Состояние (индекс) здоровья ребенка (1,11,III,IV группы здоровья).

2. Субъективные и объективные жалобы (кашель, мокрота, головная боль, быстрая утомляемость, общая слабость, плохой аппетит, дискомфорт связанный с приемом пищи, нарушение стула, кожный зуд, симптомы миалгии и др.)

3. Динамичное наблюдение должно вестись по следующим параметрам

а) антропометрические данные – вес, рост, окружность грудной клетки, индекс гармоничности развития

б) состояние кожных покровов и слизистой бледность, цианоз, пигментация, зуд, высыпания, нарушение капилярно- венозной системы, сухость, явления гиперкератоза, заеды

в) состояние волос, ногтей

г) тургор ткани и мышечный тонус

д) состояние ЛОР органов

е) состояние зубо-челюстной системы (кариозный индекс, зубная формула)

ж) лимфатическая система (наличие, отсутствие, уменьшение, увеличение лимфоузлов.)

з) результаты объективных показателей, состояние бронхо-легочной, сердечно-сосудистой, выделительной, пищеварительной и эндокринной систем

и) оценка функциональных показателей, вегетативной нервной системы, индексы компенсации и адаптации

к) данные инструментальных методов исследования (обязательных и по показаниям)

л) результаты лабораторных исследований (согласно протоколу программы)

м) анализ дневников наблюдений родителей, воспитателей, медперсонала

В качестве эффективности программы (динамика за год) используются следующие параметры

1. Показатели физического развития (антропометрические и физиометрические).

2. Индексы адаптационных резервов организма (показатели физического здоровья).

3. Индекс здоровья в сравниваемых группах.

4. Общепринятые эпидемиологические показатели (частота, структура заболеваемости, число дней нетрудоспособности и т.д.).

5. Распределение детей по группам здоровья, группа физического воспитания и закаливания (заболеваемость за каждый год и после проведения программы оздоровления).

Эффективность оздоровления детей оценивается по четырем группам

1. группа – в течение года после оздоровления ребенок перешел из группы часто болеющих в группу эпизодически болеющих или не болеющих (выздоровление).

2. группа – ребенок перенес на два и более заболеваний меньше, чем до оздоровления (улучшение).

3. группа – уровень заболеваемости до и после оздоровления одинаков (состояние без изменений).

4. группа – после участия ребенка в оздоровительной программе по какой-либо причине число острых и обострений хронических заболеваний увеличилось (ухудшение).

Об эффективности оздоровления судят по количеству детей в этих группах ( % ) через год после начала проведения программы.

В процессе мониторинга должны проводится циклы поддерживающей коррекции, включающие элементы детоксикации организма в весенне-осенний период и фитотерапевтические мероприятия.

При этом необходимых условием остается соблюдение основных принципов культур здорового образа жизни в общих рекомендаци